Гонка за цифровизацией
Банковский сектор можно отнести к той категории компаний, который напрямую зависят от ИТ. При этом конкуренция в финансовой сфере одна из самых высоких в экономике, как и уровень регулирования со стороны государства. Чтобы выжить в этих непростых условиях, необходимы новые бизнес-модели и наиболее передовые подходы к работе с клиентами, а здесь не обойтись без цифровой трансформации, в основе которой лежат такие технологии, как искусственный интеллект, большие данные, облака, нейронные сети и машинное обучение. Как выбрать сегодня правильную бизнес-модель? Как построить грамотную ИТ-стратегию в условиях цифровой трансформации? Какие подходы к работе с клиентами способны дать наилучший результат? Мы попросили ответить на эти и другие вопросы экспертов ИТ-рынка, много лет работающих с заказчиками из финансового сегмента. Как отмечает Андрей Фомичев, заместитель председателя Правления ГК «ЦФТ» («Центр Финансовых Технологий»), отечественная финансовая отрасль активно трансформируется. Не последнюю роль в этом играет Центральный Банк. Это выражается не только в санации кредитных учреждений и сокращении числа аккредитованных банков, но и в создании новых технологических платформ – «Единой биометрической системы» (ЕБС), «Системы быстрых платежей» (СБП), АСОИ «Финцерт». По мнению эксперта, крупнейшие федеральные банки уже обладают собственной зрелой ИТ-инфраструктурой, они сейчас сосредоточены на инсорсинге и сервисном обслуживании. Те же банки, которые пережили процесс слияний и поглощений, сконцентрированы на проектах по консолидации различных банковских систем. Что касается новых ИТ-проектов, они больше сфокусированы на средние банки.
Юрий Терехин, директор департамента по работе с финансовыми институтами, компания «ФОРС-Центр разработки» (ГК «ФОРС»), полагает, что отрасль банковской автоматизации находится в относительной стагнации. По его словам, большинство процессов автоматизировано, а основным драйвером инноваций является государство, которое продвигает такие направления, как биометрия, системы быстрых платежей, передача банкам части функций центров предоставления госуслуг (МФЦ). «Для большинства российских банков ближайшие два года будут характеризоваться эволюционным развитием того, что у них уже есть», – подчеркивает эксперт.
«Крупных игроков рынка в первую очередь волнует рост клиентской базы и прибыли при условии максимального снижения затрат. Практически нет новейшей технологии, какую банки сейчас не пробуют применять, чтобы не отставать в гонке за цифровизацию. К сожалению, принципы Secure by design и Privacy by design чаще всего не принимаются во внимание. Мелкие и средние финансовые институты не могут себе позволить дорогостоящие эксперименты, они пользуются готовыми решениями, которые адаптируют под свой бизнес», – комментирует Алексей Сабанов, заместитель генерального директора компании «Аладдин Р.Д.».
«Известный визионер финансовой индустрии Бретт Кинг неоднократно заявлял, что через 10 лет самой большой финансовой организацией будет не банк, – напоминает Андрей Горяйнов, заместитель генерального директора SAP CIS. – Клиенту уже недостаточно только банковских продуктов, ему нужен полный спектр сервисов и услуг, в том числе и нефинансовых. Поэтому выбор потребителя падает на банки, которые обеспечивают сквозное обслуживание его нужд (естественно, с финансовым сопровождением)».